Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ), среди жителей России растет число тех, кто занимается спортом хотя бы на уровне регулярных физкультурных занятий. Кроме того, все больше соотечественников уделяют внимание здоровому питанию.
ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым доля россиян, ведущих здоровый образ жизни, за последние два года значительно увеличилась: число занимающихся спортом выросло с 61% в 2019 г. до 76% в 2021 г. При этом среди мужчин таких больше, чем среди женщин (81% по сравнению с 73%). Большая часть опрошенных (49%) занимается спортом дома, 27% идут на спортплощадку или стадион. 13% посещают фитнес-клубы, 8% – какие-либо спортивные секции либо бассейн.
Более половины россиян (53%) соблюдают режим питания. Среди них 30% просто стараются воздерживаться от вредной пищи, 14% питаются по самостоятельно выбранной диете и 9% едят согласно диетам, разработанным врачами. Тех, кто считает себя абсолютно здоровыми и ест все подряд, набралось 18% – социологи отмечают, что это абсолютный минимум за всю историю измерений.
Но не стоит забывать и о воспитании населения в духе уважения к себе, к окружающим, к обществу в целом, а значит, и о прививании значимости ведения здорового образа жизни и заботы о своем организме. Воспитание представляет собой сложный многогранный процесс передачи информации, знаний и умений от обучающего к обучаемому с использованием различных средств и методов. В процесс воспитания входят разные составляющие – это и первичные представления о мире, которые дает нам семья в самом раннем детстве, и те знания, умения и навыки, которые мы приобретаем, обучаясь в учебных заведениях и занимаясь самообразованием, обстановка, события, окружающие нас на том или ином этапе жизненного пути. По видам воспитание может быть правовое, духовно-нравственное, эстетическое, спортивное, физическое и др.
Стоит остановиться на физическом и спортивном воспитании, так как это одни из центральных составляющих в общей структуре воспитания, но здесь стоит помнить, что все направления воспитания работают в комплексе и деление на виды является весьма условным. Физическое воспитание подразумевает под собой общую физическую нагрузку, которую выполняет любой человек при посещении занятий по физической культуре в образовательном учреждении или, к примеру, делая утреннюю зарядку по утрам.
С общей физической подготовкой связано достижение совершенства физической деятельности – уровня здоровья и общего развития физических способностей, соответствующих определенным требованиям человеческой деятельности в исторически сложившихся условиях военного дела, производства и других сферах.
Цель работы состоит в изучении общей физической и специальной физической подготовки в системе физического воспитания.
1. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Общая физическая подготовка - это система физических упражнений, которая развивает множество важных двигательных качеств человека, например, гибкость, выносливость, силу, скорость. Комплекс специальных упражнений входит в основу физической подготовки спортсмена, занимающегося любым видом спорта.
Задачами общей физической подготовки являются:
- сохранение и укрепление здоровья;
- повышение уровня умственной и физической работоспособности;
- развитие физических качеств;
- совершенствование функциональных возможностей;
- совершенствование двигательных навыков;
- формирование гармоничного телосложения.
В рамках развития физических качеств представляется задача обеспечения оптимального уровня развития основных физических качеств всоответствии с индивидуальными возможностями. Основные физические качества определяются как силовые, скоростные, координационные способности, гибкость и выносливость. От направленного развития физических качеств зависит возможность приобретения оптимального двигательного потенциала, совершенных двигательных навыков.
Оздоровительное значение общей физической подготовки трудно переоценить. Уровень здоровья обусловлен, прежде всего, оптимальным уровнем двигательной активности, обеспечивающим согласованность работы организма в целом, совершенствующим его функции.
В задаче совершенствования телосложения прослеживается мощный мотивационный фактор и эстетическая составляющая. Совершенные формы тела призваны отражать совершенство внутреннее. Ещё в античной культуре воплощением красоты и гармонии было соединение «красоты безупречного тела» и «внутреннего нравственного совершенства», так называемой калокагатии.
Задачи общей физической подготовки должны соответствовать особенностям содержания учебного материала по развитию физических качеств.
В основе общей физической подготовки лежат общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения – это упражнения, направленные на оздоровление и укрепление всего организма, способствующие развитию двигательных и психических качеств, подготавливающие к овладению сложными двигательными действиями, развивающие силу, быстроту, выносливость и другие физические качества, умение расслаблять и напрягать отдельные мышечные группы, умение сочетать движения различных частей тела, формирующие правильную осанку.
Правильное выполнение упражнений с точки зрения биомеханики, физиологии, психофизиологии, спортивной педагогики оказывает неоценимое влияние на физическое развитие организма.
Общеразвивающие упражнения, разработанные для определённых частей тела (нижних конечностей, туловища, верхних конечностей и др.), дозируются с помощью изменения мышечного напряжения, скорости, амплитуды, ритма и темпа выполнения упражнений и способствуют качественному изменению общей физической подготовки.
Кроме общеразвивающих упражнений в системе общей физической подготовки используются основные двигательные навыки: бег, ходьба, плавание. А также общая физическая подготовка в определённых видах спорта: волейбол, баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, лыжный спорт. Все представленные виды спорта развиваются до определённого уровня, до уровня владения основными навыками в определённом виде спорта. При этом основными задачами являются все вышеперечисленные, продолжается гармоничное развитие всех физических качеств в их единстве. Развиваются и совершенствуются специальные двигательные умения и навыки, техническая и тактическая подготовка, необходимые для определённого вида спорта.
Целесообразное и адекватное воздействие средств общей физической подготовки возможно при соблюдении ряда принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания (рис. 1). Основным принципом, отражающим специфику системы общей физической подготовки, является принцип всестороннего и гармоничного развития личности.